Сегодня мы публикуем новую статью, посвящённую 30-летию Общероссийского Профсоюза образования.
Она получилась поистине необычной, искренней и пробуждающей собственные размышления. Даже авторов у статьи два!
Итак, читаем послание из Малмыжского района.
Часть I
История Профсоюза образования богата датами и событиями, но 1990 год имеет особое значение. Именно с этого времени началась новая эпоха в профсоюзном движении.
Избалованная советским строем общественность постепенно стала воспринимать свою организацию совершенно не так, как всегда было записано в Уставе. Профсоюз превратился в этакого «массовика-затейника», которого теперь мы легко можем представить, вспомнив замечательный фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» и карикатурного профсоюзного лидера Шуру.
Действительно, долгие годы советским учителям Профсоюз как защитник прав не был нужен. Они и так были защищены своим положением, отношением к ним общественности, уважением со стороны родителей. И членство в организации было скорее формальностью: пришёл работать в коллектив – стал членом Профсоюза. Ни о какой осознанности и речи не было.
Я ещё застала то время, когда членство в Профсоюзе было стопроцентным. Для меня той, совсем ещё девчонки, пришедшей работать в школу из Райкома комсомола, определяющим фактором вступления в Профсоюз стало желание «быть как все». Желание, которое у современной молодёжи скорее вызовет смех, чем поддержку. А мы, воспитанные пионерскими и комсомольскими организациями, даже представить себе не могли, что можно жить без коллектива.
Да, коллективизм прочно обосновался в наших умах и сердцах. А что такое Профсоюз, если это не коллективный разум? И все мои ровесники, также, как я, стали членами Профсоюза. Не было ни одного молодого педагога, кто отказался бы от членства в Профсоюзе. Советский лозунг «Один за всех и все за одного!» мы претворяли в жизнь. Жили весело и задорно! Выдумывали, творили, занимались спортом, участвовали в художественной самодеятельности, ездили отдыхать, работали с детьми на картошке. Никому и в голову не приходило, что нас надо защищать! И неудивительно, что такое положение нам нравилось.
Но именно на долю моего поколения выпало то историческое реформирование профсоюзного движения, вернувшее всё на свои места. Пришло время, которое показало, ЧТО есть Профсоюз и какова его настоящая роль. Девяностые годы… О них написано немало. Вспоминать то время, когда ты, работая учителем, не мог купить своему ребенку даже 200 граммов печенья, тяжело. Да и не нужно. Но помнить о том, что в это трудное время только Профсоюз защищал рядового учителя, нужно. И говорить об этом нужно.
Профсоюз добивался, чтобы правительство погашало многомесячные долги по зарплате, чтобы время забастовок оплачивалось, чтобы зарплата походила на зарплату, чтобы детское пособие было выплачено раньше, чем ребенок вырастет. Именно Профсоюз был организатором всего протестного движения 90-х. Наша область на общем фоне борьбы смотрелась очень даже прогрессивно. Но насколько всё было грамотно организовано, я смогла оценить до конца только сейчас, когда помогаю учителям выходить на пенсию. У наших педагогов не пропало ни одного дня стажа из забастовочных 90-х, которые бы Пенсионный фонд отказался считать. Никому не аукнулось участие в забастовках спустя годы. И в этом тоже заслуга Профсоюза.
90-е стали определяющей вехой в изменении функций Профсоюза. Главной заботой становится защита прав работников. И хотя кое-где членские профсоюзные организации всё еще продолжают воспринимать как комиссию по организации досуга, главное наше предназначение в другом: теперь Профсоюз – это представитель работников.
В законодательстве страны произошли изменения, потребовавшие заключения коллективных договоров. И вот уже более 20 лет мы выступаем за соблюдение интересов работников перед администрацией. Кто-то сравнил социальное партнёрство с улицей, где двустороннее движение. Думаю, что это очень точное сравнение. Чтобы движение по такой улице было удобным, бесконфликтным, надежным, необходимы чёткие и понятные правила и договорённости. А ещё необходимо неукоснительное их выполнение. Всё это требует немалых усилий от профсоюзных лидеров.
Профсоюз сегодня является единственной общественной организацией, имеющей право по закону и способной на деле представлять и защищать права работников. Профсоюз с людьми всегда и надолго, как говорится, и в горе и в радости. Понимают это почти все, и все за то, чтобы именно Профсоюз представлял их интересы. Вот только отдавать свой 1% от зарплаты жалко: пусть кто-то другой платит.
Изменение сознания людей привело к тому, что многие занимают иждивенческую позицию, личные интересы становятся приоритетными. Как результат – падение профсоюзного членства. И вот эта минимальная личная выгода в один процент разрушает коллективы в то время, когда нам бы надо объединиться, встать и громко заявить о себе. Заявить, что образование в нашей стране надо защищать.
Жизнь наша, несомненно, становится лучше, но при всём при том понимаешь, что и нас, учительство, теперь тоже надо защищать, защищать те нормы, те гарантии, которые учителям предоставляла советская власть даже в годы войны. К сожалению, постепенно мы утратили свой статус Учителя с большой буквы. Незаметно для нас самих произошло превращение педагогов в «обслугу». Получается, как ни странно это звучит, защищать нас нужно, прежде всего, от нашего правительства, от родного министерства, от реформ в отрасли. А в это самое время мы себя разрушаем сами!
Каждый раз, поднимая вопрос о мотивации профсоюзного членства, я говорю, что Профсоюз можно сравнить со страховкой на будущее. Только почему-то, страхуя свои жизни и имущество, мы меньше всего хотели бы, чтоб эти деньги нам вернули, а от Профсоюза начинаем требовать отдачу здесь и сейчас.
На самом деле, когда всё спокойно, гладко, без катастроф, как-то не осознается роль Профсоюза. И мы забываем подстраховаться. Но важно понимать, что в любой момент может понадобиться сильная и сплочённая организация, как уже было в нашем недалеком прошлом.
Как же выжить в столь непростое время? За счёт кого способен прирастать Профсоюз? Ответ напрашивается сам собой – за счёт молодёжи. Молодёжь – это огромный стратегический ресурс, за неё сегодня необходимо бороться. А уж если находится молодой учитель с высоким уровнем коллективизма – это счастье для любой профсоюзной организации.
Алевтина Ивановна Васильева, председатель Малмыжской районной организации Профсоюза
Часть II
Давным-давно, целых три года назад, началась моя новая школьная история. Я стала учителем там, где ещё недавно училась сама. Кому-то может показаться, что три года это не срок, но мне понадобится немало времени, чтобы рассказать, что случилось со мной за эти годы. Сначала я вступила в Профсоюз…
Это было несложно. Я просто написала заявление председателю первички, и понеслось. На второй месяц моей работы случился III Форум молодых педагогов Кировской области «Профсоюзная педагогическая школа». Вот с него-то и начинается моя новая профсоюзная жизнь.
Зарядившись энергией от таких же, как я, молодых, неопытных, но рвущихся работать педагогов, вернулась в родной район с твёрдым намерением подключиться к молодёжному педагогическому движению. В ноябре 2017 года мы создали Совет молодых педагогов Малмыжского района. Мы – это десятка самых инициативных педагогов района с небольшим стажем работы, но большим желанием развиваться. С этого момента к ежедневной подготовке к урокам и проверке тетрадей добавились организация мероприятий, соревнований, конкурсов и поддержка тех, кто варится с тобой в одном котле. Сложно? Нет! Интересно.
За три минувших года было пройдено столько дорог, что невозможно перечислить все направления и вспомнить имена попутчиков. Но команда молодых педагогов Кировской области навсегда вошла в мою судьбу. Многие из этих ребят стали не просто друзьями, а идейными вдохновителями и настоящими энергетическими зарядами для меня. Играются свадьбы, рождаются дети, и каждое событие находит отклик в сердцах людей, разделённых километрами, но объединённых общими мыслями и целями. В это непростое время, когда на нас внезапно обрушилась и новая форма работы, и возмущения родителей и коллег, именно СМП помогает справиться с раздражителями и не забыть о том, что главное в нашей работе – дети, им и должны быть адресованы наши старания!
За три минувших года я научилась доверять своей интуиции и не бояться высказывать вслух своё мнение, даже если оно противоречит общему настроению. Профсоюзная команда позволила мне учиться и путешествовать, расти в профессиональном и личностном направлениях, быть в тонусе, не терять надежды на лучшее. Форумы, конференции, фестивали, конкурсы… Я побывала на межрегиональном форуме «Таир», расширила границы своих профсоюзно-педагогических контактов и, подобно ребенку, увидела, что мир намного больше, чем я думала. Победила в областном конкурсе сочинений «Мой Профсоюз», почувствовала уверенность в собственных силах. Сорвалась и отправилась в автопробег, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне, преодолев вдвое большее расстояние, чем от пункта А до пункта Б и обратно. Поняла, что мы можем всё, стоит только захотеть и приложить усилия!
За три минувших года моё сознание настолько изменилось, что я без тени сомнения зарегистрировалась на участие в Международном конгрессе сельской молодёжи в Казани, став единственным представителем Кировской области. Каждый насыщенный мероприятиями день конгресса мне думалось о том, что если бы не Профсоюз, я никогда бы на это не отважилась. Я верю в себя, знаю, на что способна, могу рисковать и нести ответственность за принятые решения. И благодарю за проделанный путь к этим результатам Профсоюз и команду молодых педагогов Кировской области.
Мне доводилось слышать множество нелестных отзывов о Профсоюзе. В основном, от людей, которые не видят его силы, не верят в его помощь, но ждут, что эта громадная организация вдруг одумается и начнёт спасать, в самом широком смысле этого слова, всех педагогических работников от серых будней, низких зарплат и невыносимого труда. А мне ещё в самом начале моей педагогической карьеры открылась одна простая истина: Профсоюз – это щит, но для того, чтобы он начал тебя защищать, нужно взять его в руки! Чем больше инициативы исходит от меня, тем больше мне помогает Профсоюз. Мой Профсоюз.
Нина Юрьевна Хабибрахманова, председатель Совета молодых педагогов Малмыжского района