Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников: бояться или радоваться❓

20 августа в субъекты Российской Федерации было направлено совместное письмо Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования "О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников".

✏ Примерное положение уточняет устаревший модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших по факту нарушения норм профессиональной этики.

В связи с выходом нового документа корреспонденты газеты "Мой Профсоюз" взяли интервью у Председателя Общероссийского Профсоюза образования Галины Ивановны Меркуловой. Галина Ивановна пояснила, зачем нужно положение и какое участие в его разработке принимала профсоюзная сторона.

Галина Ивановна Меркулова - Председатель Общероссийского Профсоюза образования

 

Галина Ивановна, с какой с целью Профсоюз принял участие в подготовке примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников?

Галина Меркулова: К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей (в частности, популяризирующих спорт и здоровый образ жизни) в нарушении ими норм профессиональной этики. Эти частные истории не могли остаться без внимания со стороны Профсоюза и Минпросвещения России. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок. 

А от каких устаревших норм этики теперь предлагается отказаться?

Галина Меркулова: Примерное положение разработано взамен Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников, подготовленного в 2014 году. Во-первых, будучи "пробой пера" в новом жанре, документ содержал множество громоздких, размытых и вызывавших произвольное толкование положений. Так, педагогам предписывалось "воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей". Мы постарались исключить в новом документе подобный субъективизм. Во-вторых, некоторые прежние нормы (например, требования к внешнему виду педагога) были попросту переписаны из Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Так, Модельный кодекс указывал педагогам на необходимость во что бы то ни стало "соответствовать общепринятому деловому стилю", что было лишено здравого смысла в отношении тех же учителей физкультуры во время спортивных занятий или педагогов, привлекаемых к работе в качестве руководителей походов. Учитывая многообразие педагогических ситуаций, в новой редакции документа требования такого рода заменены на более гибкую норму о соблюдении "внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы".

Распространяются ли требования к педагогам на их поведение в сети "Интернет"?

Галина Меркулова: Данный вопрос не был урегулирован в упомянутом Модельном кодексе, что вызывало трудности в трактовке недопустимого поведения учителя, скажем, в социальных сетях. Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на запретительные меры или вмешательство в частную жизнь педагога, а на установление единственного ограничения – воздержания от размещения в сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации очень чётко определены в специальном законе. К примеру, в нём указано, что информация порнографического характера – это, простите, не изображение в купальнике или с обнажённым атлетическим торсом, а (цитирую): "информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения". Понятно, что Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" регулирует деятельность СМИ, а не педагогов. Однако отсылка к используемым в нём понятиям позволит, с одной стороны, сформировать у педагога конкретное представление о границах допустимых действий в общедоступном информационном пространстве, с другой – оградить его от возможных несправедливых обвинений. Мы считаем, что требования к поведению учителя в доступных для детей местах в сети "Интернет" не могут быть более строгими, чем, скажем, к федеральному телеканалу.

А как быть, если родители обучающихся жалуются на нарушение норм этики?

Галина Меркулова: Это ключевой вопрос. Модельный кодекс содержал раздел с грозным названием "Ответственность за нарушение положений Кодекса", который распространялся даже на сферу аттестации педагогов. Вместо этого в новом документе появился раздел, посвящённый реализации права педагогов на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики. В целях создания условий для реализации этого права Профсоюз и Минпросвещения России готовят в настоящее время примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *