Чащин Михаил Алексеевич родился 20 января 1920 года в деревне Жеребцово Шестаковского сельского совета Кировской области. После окончания семилетней школы в 1935 году приехал в г.Слободской. С 1935 по 1937 гг. учился в школе ФЗУ меховой фабрики «Белка», после чего работал на этой фабрике складчиком беличьих хребтов до 1939 года.
В 1940 году Чащин М.А. был призван на службу в Красную Армию и попал служить в качестве старшего сержанта на Дальний Восток, где и прослужил до 1943 года. В 1943 году он был зачислен во вновь созданную 87 тяжёлую гаубичную артиллерийскую бригаду разрушения, которая была направлена на фронт. С мая 1943 года бригада участвовала в боевых действиях в составе Брянского, а затем I и II Прибалтийских фронтов.
1 августа 1944 года Чащин Михаил Алексеевич был награждён медалью «За отвагу». 24 марта 1945 года он был удостоен ордена Красной Звезды за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество. Кроме того, он был награждён медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
Вернувшись из армии в Слободской, коммунист Чащин М.А. с 1946 года работал в качестве директора Слободской районно-колхозной школы, заведующего сельскохозяйственным отделом Слободского райкома партии, корреспондента редакции радиоинформации. Одновременно он заочно учился в Кировском педагогическом институте им.В.И.Ленина на математическом факультете. С 1954 по 1960 гг. работал учителем физики и математики семилетней школы № 5 г.Слободского. В 1960 году был назначен директором этой школы и отработал на этой должности двадцать лет. В 1980 году Чащин М.А. вышел на заслуженный отдых.
За время работы директором Михаил Алексеевич проявил себя как хороший организатор. В течение первых пяти лет директорства по его инициативе к основному зданию школы был построен пристрой со спортивным залом, столярной и слесарной мастерскими, шестью учебными кабинетами, что позволило существенно улучшить учебно-материальную базу школы. Одновременно было заменено печное отопление центральным, в школе появились водопровод и канализация, была построена спортивная площадка. Директор большое внимание уделял созданию условий для воспитательной работы ученического коллектива. Пионерской дружине школы в 1966 году было присвоено имя Героя Советского Союза Якова Николаевича Падерина, уроженца Кировской области. Была проведена серьёзная поисковая работа, в которой участвовали все учащиеся и учителя школы. Чащин М.А. уделял большое внимание спортивному направлению и вовлечению детей в физкультурно-массовую работу. Ученики школы побеждали в городских, областных и Всероссийских соревнованиях. Трудовое воспитание учащихся занимало важное место в жизни школы.
Чащин Михаил Алексеевич много времени и сил отдавал созданию коллектива учителей-единомышленников. Традиции, заложенные им в это время, живут в школе по сей день.
Педагогическая деятельность Чащина М.А. была отмечена присвоением ему звания Отличник народного просвещения РСФСР.
В 1946 году Чащин М.А. женился, в 1947 году родился сын.
28 февраля 1999 года Чащин Михаил Алексеевич скончался.
***
18 января 2020 года в городе состоялось мероприятие, посвящённое 100-летию со дня рождения Михаила Алексеевича Чащина. Во дворе школы собрались ветераны, педагоги, выпускники, учащиеся, родственники, чтобы открыть мемориальную доску юбиляру. Затем в школьном актовом зале прошёл вечер памяти «Встреча старых друзей». На нём была представлена написанная к этой дате книга «Повесть о пионерском директоре», состоящая из воспоминаний родных, коллег и выпускников школы № 5.
***
Директор вёл у нас математику. Как мы его обожали! Молодой, симпатичный, предмет знает отлично, на уроке не заскучаешь. Не приступит к уроку, если в классе хотя бы одна бумажка где завалялась. Строго следил за чистотой. И нас приучал к труду. Мы были заточены на общественно-полезный труд! Ходили в детский сад № 11, где работала его жена Анна Васильевна, убирали там листву, участвовали в субботниках, собирали консервные банки. А сколько мы деревьев посадили! Директор отчитывался, куда потрачены деньги, заработанные на сборах макулатуры, металлолома.
Михаил Алексеевич знал каждую семью, сам ходил по квартирам, проверял, в каких условиях живут его ученики, кому и чем можно помочь из фонда всеобуча. Детям из малообеспеченных семей в школе выдавали что-нибудь из одежды или обуви.
Татьяна РЫБАКОВА (Бушмакина) и Татьяна КАЛИНИНА (Ушакова), выпуск 1964 г.
***
Уроки Михаил Алексеевич вёл очень строго, последовательно, добивался, чтобы класс полностью усвоил тему. Применял наглядность (чертил на доске). Учил пользоваться инструментами (линейкой, треугольником, транспортиром, циркулем). Учитель всегда проверял тетради, всегда вовремя были выставлены все оценки и в журнал, и в дневник. Особое место уделял устному счёту. Он учил нас искать разные способы решения задач. На каждом уроке присутствовал воспитательный момент, он много дал для воспитания личности через математику. Чащина М.А. мы очень уважали, побаивались, слушались. Он для нас был большой авторитет, Учитель с большой буквы.
Чащин М.А. как пионерский директор всё знал про пионерскую работу, знал, как и чем живёт совет дружины, давал советы ребятам, воспитывал гордое отношение к своему дружинному герою.
Это человек, который закладывал в школе традиции и приучил нас к тому, чтобы они были, что их надо чтить и выполнять. Он считал необходимым рассказывать о том, что происходит в школе, на страницах стенной печати и в районной газете «Ленинский путь».
Смолина Л.Д. (Анфилатова), выпуск 1968 г.
***
Чащин М.А. следил за своими выпускниками и старался после окончания учёбы заполучить их в свою школу. Надо отметить, что коллектив пятой школы всегда был сильный и дружный. Педагоги с опытом, многие из них прошли через войну, и молодёжь, в основном из учеников этих педагогов. Ассы работали так, что молодёжи хотелось работать не хуже. Это был коллектив единомышленников.
Чащин М.А. бывал на моих уроках, анализировал их, всегда отмечал сначала сильные стороны, потом указывал на пробелы. Он требовал справедливого отношения к учащимся, и я это пронесла через всю свою учительскую жизнь. Он научил с первого раза выполнять любое дело достойно, а не халатно (я это усвоила после того, как за ночь переделала непонравившуюся ему газету).
При Чащине М.А. в школе регулярно проводились большие праздники, которые объединяли весь коллектив. Осенью – праздник труда, где каждый класс защищает выбранную профессию. Зимой – Новогодние праздники. Проводился месячник оборонно-массовой работы (смотр строя и песни, конкурс военной песни, военно-спортивная игра «Зарница», спортивные соревнования, встречи с ветеранами войны и теми, кто отслужил в армии).
Много времени уделялось тимуровской работе, у каждого класса был свой подопечный в микрорайоне школы.
Это время работы в школе при директоре Чащине М.А. вспоминается с большим удовольствием, это время нашей молодости, нашего становления. Та закалка, что мы получили в том числе и от Михаила Алексеевича, очень много дала при дальнейшей работе на любом посту (директора Дома пионеров, учителя, завуча), и я ему очень благодарна за это.
Князева Р.П.
***
Михаил Алексеевич всегда был на трудовых делах: либо уборка территории школы, либо сбор макулатуры, металлолома, либо выходы на колхозные поля по сбору моркови, капусты, картофеля. Он поддерживал молодых учителей, старался помочь им овладеть профессией хорошего учителя. К директору в кабинет можно было зайти попросту с любым вопросом.
Луппова Т.Н.
***
В 80-е годы в городе повсюду создавались советы ветеранов. Такая организация была создана и в нашей школе. Мне довелось работать председателем совета ветеранов. Ветераны всегда принимали самое активное участие в работе, читали лекции на предприятиях, особенно часто выступали ветераны – участники Великой Отечественной войны: Чащин М.А., Воробьёва Е.Д., Шабалина Е.П. и другие. Учителя-ветераны брали шефство над трудными подростками, принимали участие в субботниках, сборе макулатуры, книг. Проводились собрания вместе с комсомольцами, где ветераны делились воспоминаниями о жизни – Загарских С.П., Тетенькина А.Д., Шульмина З.К., Микрюкова А.А., Шевченко А.К.
Шевченко А.К.
***
Михаил Алексеевич ходил и по классным родительским собраниям, общался с родителями. Тактичный, уверенный, грамотный, он был душой детей, они его уважали, к нему тянулись. Кажется, в школе не были ни одного мероприятия, где бы он не принимал участие.
Чистоусова Л.И.
***
Однажды на педсовете директор похвалил меня за классный час, о котором я уже забыла как о страшном сне, а он не забыл. Чем больше Михаил Алексеевич говорил, тем больше мне хотелось провалиться сквозь землю: я ясно понимала, что не заслуживаю таких слов, мне было неловко.
Прошли годы, и с высоты уже моего педагогического опыта я поняла великую мудрость нашего дорогого наставника, Директора с большой буквы. Это был необходимый и важный аванс, выданный молодому учителю, чтобы он поверил в себя, не разочаровался в профессии, не угас и не сник, а, наоборот, окрылился и поднялся на ту высоту, которую сможет взять.
Часто думаю: а если бы я не встретила такого директора, каким был Михаил Алексеевич Чащин, в самом начале своего педагогического пути, насчитывающего уже 45 школьных лет, вышел бы из меня учитель?..
С любовью и безмерной благодарной памятью,
Ситникова Н.А.
***
Директор присутствовал на всех наших заседаниях комитета комсомола, давал рекомендации лучшим пионерам для вступления в комсомол, спрашивал с нас как со старших и за сборы макулатуры и металлолома, и за тимуровскую работу, и за художественную самодеятельность. Он всегда был в курсе всех происходящих в школе событий.
Лукина С.В. (Зязева)
***
А работать нас он учил! Как предметника я его не знаю, но отзывы всегда были хорошие. Он учил меня работать с коллективом. Это был Директор от Бога! Он видел каждого учителя, видел, чем кому нужно помочь. Хочется отметить его нескончаемое трудолюбие, сам много трудился и этого же требовал от нас.
Как руководитель, Михаил Алексеевич был самый настоящий пионерский директор. Он присутствовал везде, участвовал во всём: на подготовке к мероприятию, на всех соревнованиях. Особенно я это почувствовала, когда какое-то время работала старшей пионервожатой. Собираем металлолом, макулатуру – директор с нами. Тимуровская работа была на высоте, что запланируем – через неделю отчитаться! Все заседания совета дружины, все комсомольские собрания – обязательно его присутствие. Всем живо интересовался, что-то подсказывал, чем-то помогал. Много учащихся школы побывали в лагерях «Артек» и «Орлёнок».
Бортникова Г.В.
***
Михаил Алексеевич требовал от учителей качественной и добросовестной работы, часто ходил на уроки, помогал молодым специалистам. Он был инициатором выхода учительского коллектива вместе с учащимися на природу, мы дружно сдавали нормы ГТО, участвовали в турслётах, проводили игру «Зарница».
Симонова Е.И.
***
Я всегда вела много общественной работы, была и секретарём педсовета, и председателем профсоюзной организации, и членом Президиума райкома союза учителей, и председателем народного контроля, и секретарём партийной организации, а с 1997 года возглавляю ветеранскую организацию. На всех этих постах мы с Чащиным М.А. активно и плодотворно сотрудничали.
Директор наш сам был очень трудолюбивым и дисциплинированным человеком, этого же требовал и от учителей и учащихся своей школы. Большое место уделял спорту, помогал учителю физкультуры Шуткину Ю.И. в организации внешкольных мероприятий. Добивался того, чтобы как можно больше ребят посещали спортивные секции. Такой момент: если ученик пришёл в школу на урок физкультуры со своими лыжами и ему негде их оставить, пока идут другие уроки, это можно было сделать в кабинете директора – он был открыт для всех.
Чащин М.А. посещал много уроков, давал советы. Сам любил ходить по классам (даже когда ушёл на пенсию) с беседами о Великой Отечественной войне, участником которой он был.
Чурина Л.И.
***
В школу №9, где я учился, дед приходил в качестве почетного гостя, рассказывал о военных действиях, о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, однако о своих ратных делах (а он кавалер ордена Красной Звезды, награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу») почти не говорил. Вообще о своей «личной» войне и военной службе говорил мало и неохотно. Пока он был жив, у нас была традиция: 31 декабря мы обязательно приходили к деду (в районе 18 часов), на столе к этому времени всегда красовался салат «Оливье». Главным блюдом были пельмени, которые дед с бабушкой делали сами. Мы сидели, вызывали деда на откровенный разговор и слушали… Отказывать он нам никогда не отказывал, но говорил кратко, скупо, лаконично. Как будто и не гордился вовсе своими подвигами, а наоборот, стыдился их. И мне всегда казалось: как это так, мой героический дед, часто попадавший в газетную хронику, желанный гость на школьных собраниях, посвященных Дню Победы, активист и почетный ветеран – и такие у него неинтересные рассказы, без рукопашной, пулеметных очередей, перерезания колючей проволоки и подрывов фашистских танков?! Наверное, относился он к этому по-своему, считая, что ничего пафосного в войне нет, а несет она только смерть и разрушение… И исключительным героем себя не считал, всегда говоря о том, что там, на фронте, любому можно было медали и ордена давать, все солдаты выполняли свой долг – и это их главный подвиг. Общий. У кого-то последний.
Дед вел активный образ жизни: всегда делал зарядку, вникал в дела садоводческого общества и посещал ветеранские мероприятия. Его воля и желание жить полноценно, полнокровно (а не доживать) были настолько сильны, что после инсульта, когда он потерял память и разучился говорить и писать, ему все же удалось почти полностью вернуть свои способности и восстановиться.
Чащин Р.В., внук
***
В 1981 году в нашей общей семье появился сад. Чащин М.А. был первым председателем нашего садового общества. Вместе мы строили дом. Михаил Алексеевич занимался дорогой, водопроводом, добился установки крытого павильона на остановке «по требованию» в д. Пестовы. Он радовался каждой маленькой победе. Я считаю, что его председательство было очень продуктивно.
Находясь на пенсии, любил выступать с лекциями, ходил по организациям и школам, рассказывал о военных операциях (разработал цикл бесед), носил с собой карту.
Михаил Алексеевич был очень хороший рассказчик, его было интересно и приятно слушать. О войне и своём участии в ней рассказывал мало.
Чащина Л.Н., сноха
***
Очень приятно узнать, что через сто лет люди помнят человека, его дела и поступки. Речь идёт о Михаиле Алексеевича Чащине, пионерском директоре школы № 5. Я не была связана с ним одной работой, но знала его более 60 лет. Мы вместе учились в школе рабочей молодёжи, общались по различным делам.
Приведу пример. Я многие годы занималась подбором педагогических кадров для пионерского лагеря «Меховщик», и Михаил Алексеевич ответственно относился к этому вопросу. Ежегодно из пятой школы работали по 5-7 учителей. Это Пахтусова Г.В., Азанова Г.И., Ситникова Н.А., Зырянова Т.Н., Миклина Н.В., Князева Р.П., Перкова Е.А., Смолина Л.Д. и другие. Эти педагоги были костяком коллектива, трудились в лагере вместо отпуска, отдавая детям сердце и душу. В лагере витал дух творчества, задора и радости. Дети любили отдыхать в «Меховщике», одном из лучших в области лагерей, где замечательные вожатые и педагоги.
Шишаева В.З.
***
Мне в жизни везло на директоров и тех руководителей, с которыми я работала. Но таких, как Михаил Алексеевич Чащин, я больше не встречала. Он научил работать так, чтобы не было стыдно за свою работу, научил активной жизненной позиции, не бояться трудностей, ставить цель и идти к ней, уметь брать на себя ответственность, быть инициатором, не быть равнодушным человеком.
Владимирова Л.Н. (Нестерова), выпуск 1968 г.